По заявке
E-Schattenspiel, разбор персонажа
Морфея из комикса Sandman.

Оговорюсь, что сами комиксы видел только мельком, поэтому информацию собирал от партнера и из интернета и не уверен в своей правоте. Поправьте, если не угадал. И заранее извиняюсь за коверканный перевод на русский - я знаю этот комикс и его персонажей только на английском языке и переводил сам.
Морфей: Частные Ценности + Организация Смыслов
Подробный разбор
Я думаю, что первая, основная функция Морфея, которую он делает так же легко, как дышит, и чтобы перестать, необходимо приложить усилия, - Частные Ценности. И тогда проблемы у него должны быть по жизни с Общими Алгоритмами.
Морфей в комиксе проходит арку искупления, учится быть более развитым персонажем. Что же главное, что ему необходимо искупить? То, что он ставит свои собственные чувства превыше всего. Ориентируется на Частные Ценности и только на них, полностью игнорируя других людей. Разумеется, не все люди, у которых эта функция идет первой, непременно эгоисты. Как мы разобрали в посте про Китнисс Эвердин, люди могут использовать Частные Ценности, чтобы спасти мир. Однако арка Морфея не о суперсила Частных Ценностей, а об уязвимости этой функции. Ведь из-за личного чувства мести он решил, что вправе мучить всех подряд, как виноватых, так и невинных. И ему нет дела до того, что его жертвы даже не могут понять логику происходящего.
Завхоз мира снов, Мервин Тыквенная Голова, говорит о Морфее:
"Ему непременно надо быть трагической фигурой, стоящей под дождем, оплакивающей потерянную любовь. И вот пожалуйста, дождь, как по сигналу. Тем временем людям снятся сны, полные экзистенциального ангста, и они просыпаются в ужасном настроении. И все мы вымокли."
То есть у Морфея свои частные ценности, а всем за это достается, причем совершенно абсурдным для них образом. Для Общих Алгоритмов действия Морфея не понятны.
При этом, несмотря на его эгоцентризм и отсутствие чувства ответственности перед человечеством, Морфей поддерживает свой Мир Снов в образцовом порядке. Я думаю, это связано с тем, что его вторая функция - Организация Смыслов.
Один из Вечных, Морфей живет в мире смыслов и оперирует в мире смыслов, а с реальном миром материальной реальности более-менее не сталкивается. И в этом мире смыслов он занимается контролем - контролирует сны других людей. В своем Мире Снов Морфей - архитектор воздушных замков. Его работа - Организовывать Смыслы, и Морфей очень хорошо с ней справляется. Возможно, если бы в комиксе была арка, где Морфею пришлось стать обыкновенным человеком в реальном мире, он не смог бы завязать шнурки, оплатить вовремя счета и пришить себе пуговицу, и был бы повержен материальной реальностью, прямо как я.
Также у меня есть гипотеза, что Морфей похож на автора Нила Геймана не только внешностью, но и типом личности, а про Нила Геймана можно с большей уверенностью сказать, что он ориентируется на Частные Ценности и Организует Смыслы. Как получилось, похоже?
Мне кажется, что похоже. Вместе с тем, хочется уточнить: окончание истории Морфея представляется мне не только искуплением, как плата за ошибки, но и закономерным результатам внутренних перемен, изменением восприятия и конфликтом, вызванным их их осознанием и невозможностью оставаться далее самим собой, не изменив при этом своим принципам. Но можно ли считать такое прозрение и принятое решение изменениями в самом типе?
Прошу прощения за занудство. Признаюсь, мой интерес не праздный: персонаж близок мне, и потому анализ представляет двойной интерес.
Если я правильно понимаю, в конце Морфей не до конца понят другими персонажами, кто-то думает, что он не смог принять изменения, но Смерть оправданно полагает, что он добровольно позволил себе умереть и переродиться другим. Так?
Мне кажется тогда, что речь не об изменении типа, а об эволюции, о выходе на новый уровень, нахождения нового Себя, новой версии Себя, которая еще больше является самим собой. Возможно, как сам Нил Гейман? В глубокой юности он мог сталкиваться с теми же проблемами, что Морфей, а нынче он зрелый человек, и, насколько понимаю, спокойный и неконфликтный, он научился находить баланс между частным и общим, между тем, чтобы оставаться верным своим чувствам и ценностям, и при этом функционировать в обществе. Как думаете?